Топ-100
  • USD63.4888
  • EUR73.9327
  • UAH24.0124
  • PLN17.088
  • CHF63.5842

Краудинвестинг и краудфандинг

31

Каждый человек хотя бы раз в жизни участвовал в сборе средств на что-либо. Например, родители учеников скидываются на покупку телевизора в класс или пластиковые окна. Аналогичным образом соседи в подъезде могут собирать деньги на металлические двери или домофон. В простом виде это и есть краудфандинг.

В современном мире все вышло на новый уровень — ведется сбор средств на съемку кино, выход музыкальных альбомов и решение других задач. При этом деньги редко инвестируются просто так. Чаще всего люди планирует получить прибыль в будущем в виде процентов или дивидендных выплат. Если таковые имеют место, краудфандинг превращается в более продвинутый вариант сбора средств — краудинвестинг.

picture 1

Краудфандинг — это коллективный сбор средств или прямое сотрудничество группы людей, направленное на финансирование какого-либо проекта, компании или программы.

Краудинвестинг — это альтернативный вариант привлечения инвестиций для открытия нового бизнеса или поддержания существующего проекта с целью получения дохода в будущем.

Главный инструмент краудфандинга или краудинвестинга — площадки России, которые выступают в роли посредников между людьми, осуществляющими сбор средств, а также самим проектом. Предприятия редко занимаются прямым привлечением инвесторов. Наиболее развит этот сектор в США, где краудинвестинговые площадки появились более десяти лет назад.

Зачем это нужно?

Опытные предприниматели обязательно зададут вопрос, для чего использовать краудинвестинг, когда существует множество других способов привлечения инвестиций. Преимущество в том, что проект сбора средств подразумевает участие всех желающих, в том числе обычных людей, а для принятия участия в инвестировании не нужно платить каких-либо комиссий или взносов. В случае с краудинвестингом и краудфандингом цели идентичны — насобирать необходимую сумму.

picture 2

Чем больше людей привлечено к сбору средств, тем больше вероятность добиться успеха в этом деле. В роли инициатора может выступать кто угодно — частное лицо, крупная или малая компания, общественные организации или благотворительные фонды.

В чем отличия?

​С учетом сказанного выше несложно выделить отличия между краудфандингом и краудинвестингом. Разница в том, что во втором случае участники проекта могут рассчитывать на части (долю) проекта. Сначала нечто целое, на что идет сбор средств, делится на число инвесторов, после чего полученные цифры умножаются на определенный коэффициент. Краудфандинг — рисковое мероприятие, ведь человек не знает, получит он выгоду с проекта или нет. Со временем можно рассчитывать на какие-либо бонусы или подарки. В лучшем случае дело, на которое идет сбор средств, становится прибыльным и приносит деньги.

Пример: Чтобы понять разницу, стоит привести пример из жизни. Все мы слышали о Skype, а многие из нас пользуется его возможностями. Но не все знают, что первоначально этот проект планировался как некоммерческий. Только через некоторое время стало понятным, что подобное средство для общения может принести деньги. Сбор средств начался в 2008 году. Благодаря краудфандингу, уже на начальном этапе удалось собрать около 300 млн. долларов.

На территории России краудфиндинг еще не настолько развит, как в Европе и США. Главной причиной является множество законодательных препятствий, которые не дают этому направлению нормально развиваться. Сложность и в том, что многие люди еще помнят «эхо» финансовых пирамид, поэтому бояться общественных сборов денег, как огня.

Преимущества краудфандинга:

  • Широкий выбор проектов.
  •  Возможность вложения малой суммы.

Недостатки краудфандинга :

  • Риск попасть на мошенников.
  • Наличие опасности, что собрать деньги на проект не получится.

Преимущества краудинвестинга: 

  • Возможность получать прибыль даже при небольших инвестициях.
  • Отсутствие бумажной волокиты.

Недостатки краудинвестинга:

  • Риск нарваться на мошенников.
  • Отсутствие законодательного регулирования.
  •  Небольшой выбор качественных проектов.

Модели краудфандинга

Проекты сбора средств можно разделить на две категории — с добровольным взносом без расчета на получение прибыли в будущем или возврата инвестированных средств, а также вложения, при которых человек надеется на доход или другое вознаграждение.

У краудфандинга существует несколько моделей:

  1. В надежде на максимальный результат. В этом случае инициатор сбора средств рассчитывает на получение определенной суммы. Если собрать деньги в требуемом объеме не удалось, взносы возвращаются людям. По такому принципу работают многие платформы в Сети.
  2. Использование собранных средств. Следующий вариант, когда накопленные деньги (вне зависимости от объема) передаются инициаторам проекта. В таком случае полученных финансов может не хватить на запуск проекта, но ответственность за это несут организаторы.
  3. Награда. Деньги собираются для предоставления полученной суммы в виде подарка для группы людей, готовых взяться за реализацию проекта, к примеру, разработку и тестирование какого-либо приложения.
  4. «Плавающая» стоимость. Люди, которые инвестируют деньги, самостоятельно определяют стоимость будущего продукта. К примеру, если идет сбор средств на выпуск альбома, организаторы просчитывают затраты на реализацию этого проекта, после чего выделяют определенный объем средств.
  5. Благотворительность. Особенность проекта заключается в безвозмездном вложении денег для решения определенной задачи. Главное отличие от благотворительного фонда в том, что имеющиеся средства распределяет не посредническая организация, а доноры.

Как получить прибыль в краудинвестинге?

Выше мы доказали, что краудинвестинг — тот же краудфандинг, но с намерением получить прибыль в будущем. При этом формы получения дохода могут быть различными:

  • Роялти. Эта вариант подразумевает получение денежных выплат в зависимости от дохода, который дает реализованный проект. Размер выплат зависит от объема инвестированных средств. Подобная форма получения дохода пользуется спросом в сфере разработки ПО, создания фильмов или музыкальных композиций. Вариант с роялти пользуется спросом, благодаря эффективности и заинтересованности инвестора в получении прибыли.
  • Стационарный процент и возврат задолженности. При такой форме выплат инвестор знает, когда он получит деньги обратно, и каким будет процент от дохода. Такой вариант является лидером по популярности, ведь у инициатора сбора средств имеется больше возможностей для развития проекта, чем в случае с классическим банковским займом.  В роли вкладчиков выступают обычные граждане. Многие платформы краудинвестинга (в том числе за границей) работают именно по такой схеме.

Секреты сбора средств с помощью краудфандинга — пошаговая инструкция

Первое, с чего нужно начать — убедиться, что идея действительно оригинальна, и может привлечь определенное число людей. Если вы уверены в перспективности проекта, следуйте простым шагам:

  1. Определитесь с площадкой для краудфандинга. Главными критериями при выборе должны быть функциональность платформы и ее надежность. Не поленитесь почитать отзывы и убедитесь, что с помощью Интернет-ресурса действительно можно собрать деньги.
  2. Сделайте аккаунт. Теперь зарегистрируйтесь, указав реальную информацию о себе. Это важно, если вы хотите получить доверие «вкладчиков».
  3. Подготовьте описание. Учтите, что в каждой платформе свои правила подачи заявок. Наиболее простой вариант, когда достаточно указать цель, но чаще всего человек должен подробно расписать суть проекта и убедить других в его коммерческой привлекательности. Здесь важно обозначить целевую аудиторию и указать, на какие цели будут потрачены собранные средства. Если приложить видео и фотографии, это будет дополнительным плюсом.
  4. Укажите сумму, которая вам нужна, а также лимит по времени для сбора. Чаще всего площадки краудфандинга выделяют ограниченное время, поэтому успех мероприятия во многом зависит от модели краудинвестинга. Если не успеть собрать средства в срок, они чаще всего возвращаются владельцам.
  5.  Просчитайте затраты на подарки вкладчикам, после чего запустите проект.

Как не попасть на «удочку» мошенников?

Главным недостатком краудинвестинга и краудфандинга является риск нарваться на мошенников, и впустую потратить деньги. Если работать с проверенной платформой, риски минимальны, ведь такие площадки досконально проверяют каждого из участников. Но даже в этом случае потенциальные инвесторы должны быть внимательны. Чтобы получить прибыль и не выбросить деньги впустую, следуйте простым советам:

  • До передачи денег обязательно проверьте документы фаундера. Чем больше средств вы планирует передать, тем более детальной должна быть проверка.
  • Сотрудничайте только с авторитетными площадками, которые заслужили уважение. Известные платформы заботятся о своей репутации и обязательно проводят проверку участников еще до регистрации. Благодаря этой особенности, риск столкнуться с обманщиками ниже.
  • Не верьте на 100% соцсетям. Ни в коем случае не «ведитесь» на проекты, которые вынуждают работать в обход краудфандиновых платформ. Кроме того, не доверяйте сайтам, которые созданы для привлечения денег. Это финансовые пирамиды, которые в определенный момент прекращают деятельность, а их владельцы пропадают с деньгами инвесторов.

В статье подробно рассмотрено, что такое краудинвестинг, в чем его особенности и отличия от краудфандинга. Оба инструмента полезны для начинающих бизнесменов, а также людей, которые рассчитывают на получение пассивной прибыли в будущем.
 

Задать вопрос эксперту
Запишись на консультацию и получи больше знаний
персональных данных
Спасибо за интерес! Мероприятия в этом городе будут позже. Оставьте свои контактные данные, чтобы узнать первым об обучающих занятиях в вашем городе
персональных данных