• USD66.9227
  • EUR76.0777
  • UAH24.0506
  • PLN17.7698
  • CHF67.4012

Инвестиции в произведения искусства - альтернатива традиционным капиталовложениям

33

Коллекции классической и современной живописи, скульптуры, предметы антиквариата и фалеристики приобретаются крупными компаниями и состоятельными людьми во всем мире не только ради их художественной и эстетической ценности, но и как объект капиталовложений.

picture 4

Самая дорогая картина из проданных на открытом аукционе – «Алжирские женщины, версия О» Пикассо. В 2015 г. на торгах Christie’s в Нью-Йорке покупатель заплатил за нее $179,4 млн

Отечественным инвесторам есть чему поучиться у своих западных коллег. Во всем мире люди давно и успешно вкладывают деньги в предметы искусства: картины, скульптуры, украшения. В России объем инвестиций в искусство пока существенно меньше, нежели в европейских странах.

Так, оборот британского аукционного дома Sotheby's в среднем составляет порядка 5,6 млрд долларов в год по всему спектру продаж, оборот британского Christie's - 5,5 млрд.

Sotheby's один из старейших в мире аукционных домов. Совместно с аукционным домом Christies занимает около 70 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата предметов искусств и т.д. Является крупнейшим в мире аукционным домом.

picture 3

Еще один косвенный показатель - доля вложений в искусство в активах лиц, для которых это направление не является профильным и используется ими с целью диверсифицировать пакет инвестиций, то есть состоятельных людей, способных и желающих приобретать произведения искусства, но не являющихся профессиональными антикварами или владельцами галерей.

Непосредственные участники рынка - ведущие галеристы и представители финансовых структур - уже сейчас оценивают искусство как перспективный и быстро растущий сектор российского рынка капиталовложений. <Сегодня инвестиции в искусство являются одним из наиболее популярных видов альтернативных инвестиций>.*Мнение Аналитика компании ООО ВИПСУРГУТ Тетеркина Артема Сергеевича*

В этом сегменте, как и на рынке других финансовых инструментов, можно проследить за составляющими и убедиться в положительной динамике данного вида инвестиций. Более того, инвестиции в искусство являются не только престижным активом портфеля, но и серьезной составляющей имиджа инвестора, это - подтверждение его сильных финансовых возможностей, его образованности и широты взглядов, прекрасная возможность для целевого позиционирования.

Как определить стоимость картины:

Стоимость картины определяется тремя составляющими, а именно: ее техническим состоянием, ценностью с позиций искусствоведения и истории в случае, когда речь идет о произведениях, созданных более 50 лет назад.

Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.

Структура рынка современного искусства

За прошедший год на аукционном рынке современного искусства было продано 55 тыс. работ, что в 4,7 раз больше, чем в 2000 году. Такое расширение рынка позволило увеличить аукционный оборот за тот же период на 1370%. Росту цен способствуют глобализация, онлайн-продажи, а также увеличение спроса, вызванного тем, что все больше людей заинтересовано в приобретении произведений искусства. Росту спроса способствует ряд новых для арт-рынка факторов: гораздо более легкий доступ к достоверной информации и организация онлайновых аукционов и продаж (95% участников торгов используют мобильные устройства), финансиализация рынка, увеличение числа покупателей (с 500 тыс. после Второй мировой войны до 70 млн в 2015 году), более низкий средний возраст покупателей, расширение рынка современного искусства на страны Азии, Индию, Южную Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку. Christie’s утверждает, что число их интернет-клиентов возросло на 96%. Еще одной движущей силой арт-рынка стала музейная индустрия (в год появляется до 700 новых музеев), которая привела к значительному росту спроса со стороны музейных институций, причем росту спроса на произведения искусства высочайшего качества.

Мировой аукционный рекорд на произведение современного искусства за последние десять лет вырос в десять раз, однако наиболее впечатляющие результаты в этом сегменте рынка приходятся на долю всего трех художников: Джеффа Кунса, Жана-Мишеля Баскиа и Питера Дойга. Первый раз картина современного художника превысила рубеж в $1 млн в 1998 году, когда работа Баскиа была продана за $3,3 млн, в 2014 году (это пока наивысший результат) за сумму выше $1 млн на аукционах было продано 307 работ современных художников. В первой половине 2016 года более чем за $1 млн было продано 115 лотов.

picture 2

Наибольшая доля рынка современного искусства приходится на продажу живописи, оборот которой составляет более $1 млрд, или две трети мирового рынка современного искусства. Именно живопись составляет львиную долю high end сегмента рынка — на нее приходится 173 лота стоимостью выше $1 млн, в то время как на все остальные виды визуального искусства приходится лишь 38 подобных результатов. Тем не менее наибольшая в количественном отношении часть из 28 тыс. проданных картин (60%) приходится на лоты стоимостью ниже $5 тыс., покупатели которых скорее руководствовались желанием новых открытий, чем спекулятивными мотивами. В любом случае количество аукционных сделок с живописью за прошлый год выросло на 15%.

Среди художников, на долю которых приходится наибольшее количество проданных лотов на рынке принтов, выделяются Такаси Мураками, Кит Хэринг и Деймиан Херст. Наибольшая доля проданных принтов принадлежит Такаси Мураками, 86% проданных лотов которого составляют принты. Мураками, кроме того, является успешным рыночным художником и в других сегментах арт-рынка, входя в число топ-100 художников по годовому аукционному обороту.

picture 1

Инвестиции на рынке современного искусства

На рынке современного искусства продаются произведения художников, чья аукционная репутация еще окончательно не установилась и подвержена колебаниям, что делает этот сегмент менее устойчивым, чем другие сегменты арт-рынка. В то же время эти же самые особенности делают его наиболее привлекательным для рискованных инвестиций. Ценовые взрывы, как правило, зависят от двух взаимодополняющих явлений: появления новых художников и перехода известных художников в категорию икон арт-рынка. Риск рыночных спадов и периодических корректировок цен не замедляет роста числа коллекционеров современного искусства. В то время как центральные банки практикуют отрицательные процентные ставки, уничтожающие сбережения, арт-рынок демонстрирует рост оборота в сегменте современного искусств на 1370% за 16 лет. Средняя стоимость произведения современного искусства за этот же период увеличилась на 115%, что дает среднегодовой доход в 4,9%, а для работ, приобретаемых за суммы выше $20 тыс., даже 9% в год. За последние годы цены на работы ведущих современных художников достигли высот ранее доступных только великим шедеврам прошлого. Хотя они и не приобрели ауру, свойственную старым мастерам, звезды современного искусства получают дополнительную выгоду от использования СМИ.

Рост цен на произведения современного искусства хорошо иллюстрирует рыночная история картины Ричарда Принса «Две шутки леопарда» (1989). Проданная в мае 1993 на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $26,5 тыс., через 13 лет она была продана в 13 раз дороже. Конечно, никто бы не смог предугадать место, которое займет Ричард Принс в истории современного искусства, индекс цен на его работы начали подсчитывать только 2003 году. Другим значительным фактором, влияющим на уровень цен, является смерть художника. Внезапная кончина может приводить к росту интереса и взрывному увеличению стоимости работ, как это произошло с произведениями Гюнтера Фёрга, скончавшегося в декабре 2013 года. В 2012 году, за год до смерти художника, его картина «Без названия» (1987) была продана за $26 тыс., в июне 2016 года та же работа принесла $438 тыс. В наши дни больше чем когда-либо ранее на аукционную стоимость работ влияют любые новости о художнике. Это связано с тем, что при формировании спроса принимается во внимание вся доступная информация, которая иногда очень существенно влияет на ценовую структуру аукционных работ.

Необычайный рост рентабельности работ одних художников неизбежно уравновешивается коррекцией цен на работы других. При этом происходит «справедливое» возвращение к уровню цен, соответствующих нынешнему состоянию арт-рынка. Так, например, картина Джейкоба Кассея «Без названия» (2010), проданная в мае 2014 года за $125 тыс., в ноябре 2015 года смогла получить лишь $50 тыс. на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Причем иммунитетом к ценовой коррекции не обладают и звезды современного искусства: объект Джеффа Кунса «Товарный вагон Jim Beam» (1986) в 2008 году незадолго до ипотечного кризиса был продан за $2 млн, а в том же ноябре 2015 года смог собрать только $845 тыс.

К счастью, рынок современного искусства остается выгодным вложением средств в средне- и долгосрочной перспективе. Несмотря на корректировки, рынок сохраняет жизнеспособность, а рост оборота на 1370% за последние 16 лет говорит сам за себя. Впервые в этом столетии рост цен на произведения современного искусства был прерван в 2008 году в связи с финансовым кризисом, и потребовалось 2–3 года на восстановление рынка. В то время как на рынке периодически случаются крупные ценовые рекорды, 99% сделок осуществляется ниже порога в $400 тыс. Когда коллекционер покупает произведение современного искусства, он ясно осознает, что не может знать, какое место уготовано художнику в истории искусства. Тем не менее за последние 15 лет хорошо диверсифицированный портфель современного искусства генерирует средний годовой доход около 5,6%, что значительно выше 2,3% доходности на арт-рынке в целом.

Автор

Задать вопрос эксперту

Запишись на консультацию и получи больше знаний
персональных данных
Спасибо за интерес! Мероприятия в этом городе будут позже. Оставьте свои контактные данные, чтобы узнать первым об обучающих занятиях в вашем городе
персональных данных